Главная идея методики развития детей раннего возраста по Монтессори

Методика развития детей раннего возраста по Монтессори пользуется популярностью не только у мам, но и у педагогов. К малышам предъявляют в школе и детском саду более жесткие требования, чем раньше, поэтому нужно обращать внимание на развитие ребенка уже в раннем возрасте. Все это может обеспечить данная разработка.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори
Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Общие сведения

Методика развития детей по Монтессори — это особая система, на основе которой реализовывается обучение деток. Она предложена педагогом-дефектологом Марией Монтессори. Отмечается, что на первоначальных этапах данная программа была направлена на работу с больными детками.

Принципы методики Монтессори
Принципы методики Монтессори

Мария работала в дошкольном учреждении и при работе с малышами использовала собственноручно изготовленные игрушки. С помощью этих приспособлений удавалось не только развлекать деток, но и развивать следующие важные функции:

  • мелкую моторику;
  • образное мышление;
  • воображение;
  • логическое мышление и т. д.

При этом смысл методики заключался самостоятельной возможности приобретать важные для малыша навыки. Для развития детей были разработаны и предложены специальные развивающие приспособления:

  • кубики;
  • карточки;
  • рамки и т. д.

С их помощью удается подготовить ребенка к письму, так как у него развивается мелкая моторика. Мария добилась хороших результатов, ведь ей удалось обучить с помощью своей методики деток, которые относятся к группе умственно отсталых.

Именно после ее занятий ребята смогли научиться писать, читать, считать и т. д. Развитие детей по методике Монтессори может проходить в любой группе детей: и здоровых, и с отклонениями.

Работа в детской группе по системе Монтессори
Работа в детской группе по системе Монтессори

Есть ли отрицательные стороны?

Однако находятся и те люди, которые критикуют этот комплекс упражнений. Они утверждают, что система имеет определенную эмоциональную «бедность». Кроме того, они пришли к выводу, что использование данной методики развития детей раннего возраста направлена на помещение малыша в некие рамки при реализации учебного процесса.

Методика Монтессори, по мнению некоторых экспертов, не подходит абсолютно всем деткам. Лучше всего предлагать ее тем малышам, которые лучше всего воспринимают информацию зрительно. Именно таким образом им удастся поглотить необходимый объем навыков и знаний. А во время обучения стимулируются осязательные ощущения, но при этом и тактильные играют очень важное значение.

Все вышеуказанные умозаключения имеют весьма спорный характер. Большинство экспертов уверенны, что все-таки данная методика максимально положительно влияет на развитие ребенка, поэтому и рекомендуют ее использовать.

Ключевые аспекты методики

Методики для развития детей раннего возраста бывают различные, но система Монтессори является наиболее популярной. Она обладает большим количеством положительных характеристик.  При этом в нее заложены следующие принципы:

  • самостоятельность;
  • свобода в действиях;
  • психологическое, физическое, социальное развитие малыша.

Методика может быть использована для детей любой возрастной категории, но наиболее эффективно ее применять для ребят в возрасте от 3 до 6 лет. Занятия могут протекать по различным сценариям, что прописано в методике, при этом педагоги имеют возможность выбирать оптимальный вариант.

Обучение должно проходить циклично и в непрерывном ритме в течение нескольких часов каждый день. Чаще всего занятие длится 3 часа.

Здесь заложена специальная модель обучения через ряд открытий. При этом дети получают новые знания посредством работы с наглядным материалом, хотя стандартная схема предполагает сопровождение познавательного процесса объяснениями преподавателя.

Мария Монтессори предложила специальные материалы, которые сопровождают образовательный процесс. Дети в процессе обучения имеют возможность свободно передвигаться по классу. Это не ограничивает малыша в процессе познания.

Главная идея разработки

Ребенок должен оставаться активным в процессе обучения – это один из принципов, который заложен в основу методики. Ребенок в процессе своего развития должен оставаться независимым от своих родителей. Поэтому при обучении он должен приобретать знания и навыки также абсолютно свободно.

Но педагог не исключает, что в процессе познания взрослый человек должен стать союзником ребенка. То есть, они совместно могут проходить этапы обучения. На взрослого возлагается непростая задача: он должен создать такую атмосферу, которая бы располагала к познанию.

Каждый родитель должен выступать в качестве своеобразного помощника. Но при этом сохраняется посыл, что взрослый человек должен организовать процесс обучения так, чтобы малыш самостоятельно изучал материал.

Ребенок сам выступает для себя учителем. Педагог должен довести малыша до определенного момента, чтобы впоследствии уйти на второй план. Далее он находится в роли координатора процесса, наблюдая за обучением со стороны.

Каждый ребенок проходит определенные познавательные стадии. И у каждого этого будут сугубо индивидуальные ступеньки развития. Поэтому нужно разрабатывать специальные учебные планы для каждого ученика отдельно. Их можно использовать как в школе, так и в домашних условиях.

Все учителя, которые работают с этой методикой должны быть специально обучены. В первую очередь их умения должны быть направлены на то, чтобы выявить, какая фаза чувствительности у конкретного ребенка при восприятии информации. Такого рода знания и способности позволяют координировать ребенка и направлять в нужное русло. Таким образом, удается вовлечь его в процесс познания.

Актуальным остается и момент максимальной заинтересованности в обучении. Малыш может иметь разные предпочтения при выборе конкретной тематики в процессе познания.

Методика Монтессори ориентирована на то, что в возрасте от 3 до 6 лет у детей наблюдается особое психологическое состояние. Разработчик методики определила его, как состояние нормализации. Ребенок старается сфокусировать свое внимание на конкретном предмете, деталях и прочих сторонах. Таким образом, формируется способность концентрироваться.

Родители - помощники ребенка в процессе обучения
Родители — помощники ребенка в процессе обучения

Параллельно у малыша вырабатывается спонтанная дисциплина, которая сопровождается различными новыми возможностями, например, у ребенка появляется желание помочь кому-то преодолеть ту или иную трудность. Проявляется также способность к сочувствию. Это очень важные качества на данном этапе развития ребенка.

Методика, по мнению большинства специалистов, является очень эффективной, поэтому ее рекомендуют использовать для развития деток в раннем возрасте. К таким же выводам приходят и родители, которые на собственном опыте убедились в результативности методики. Но при этом нужно максимально точно придерживаться рекомендаций разработчика системы обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *